Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Первоначально диапазон этого поведения ограничен. У младенцев есть также хватательная реакция, которая позволяет им схватывать те предметы, которые соприкасаются с их руками. Уайт считает, что сначала эти виды поведения изолированы друг от друга. По мере того как улучшается зрительное внимание и ребенок начинает сосредоточенно следить за движущимися предметами, обращаясь также к более далеким и более близким предметам, он замечает и свою руку, которая, безусловно, представляет собой очень интересный объект. Это способствует становлению новой координации — глаз-рука, о чем свидетельствует тот факт, что ребенок теперь большую часть своего времени проводит, следя за своими руками. Вскоре после этого ребенок начинает приводить руку в соприкосновение с предметом при помощи быстрых, но очень неточных движений баллистического типа, при этом вплоть до контакта с предметом пальцы никак не подготавливаются для последующего хватания. Следующий этап развития наступает, когда ребенок смотрит то на предмет, то на свою руку, причем рука находится в поле его прения. Именно в это время, считает Уайт, ребенок объединяет координации глаз-рука и глаз-предмет.

В это же время у ребенка появляется еще одна характерная привычка — сжимание и схватывание собственных рук под контролем зрения. В результате он приходит к пониманию, что видимая и хватающая рука — это одно и то же. После этого различные частные виды поведения окончательно координируются и можно наблюдать, как протягивается рука и схватывает предмет. После некоторой практики ото несовершенное движение становится тем, что Уайт считает высшей формой схватывания, движение становится предвосхищающим: пальцы руки принимают адекватное форме и размерам предмета положение еще до соприкосновения с ним, причем подготовка может осуществляться, когда рука находится вне поля зрения.

Модель развития Уайта представляет собой значительный прогресс по сравнению с моделью Хамфри: в ней предполагается, что определенные структуры поведения подвержены изменениям и координируются друг с другом, в результате чего появляются новые формы поведения. Хамфри и другие сторонники гипотезы созревания не сумели сколько-нибудь подробно проанализировать развитие доставания предметов рукой. Очевидно, что сам Уайт находится на иных позициях. Он подчеркивает необходимость влияния некоторых внешних событий на развитие зрительно контролируемого навыка доставания.

В первую очередь ребенок должен заметить свою руку. Запечатление вида руки ведет к становлению координации глаз-рука, без которой дальнейшее развитие было бы невозможно. Из этого следует, что всякая процедура, ускоряющая или замедляющая становление этой координации, ускоряет соответственно развитие навыка дотягивания. После установления данной координации ребенок должен еще согласовать движение кисти руки со своей рукой. Уайт считает, что, когда ребенок касается цели, схватывание происходит рефлекторно. Со временем цепочка предмет – глаз – рука –касание - хватание сокращается и сводится к протягиванию руки с предвосхищением будущего схватывания. Таким образом, согласно модели Уайта, как только ребенок начал захватывать предметы, предъявление новых предметов должно ускорить становление зрелого навыка дотягивания и схватывания. Однако, как справедливо указывает Пиаже, отсутствие доступных для захвата предметов на этой стадии не замедляет сколько-нибудь существенно указанных навыков: как только ребенок оказывается способным переводить обе руки в поле своего зрения, одна из них становится объектом дотягивания и схватывания для другой. Рука заменяет предмет, что обеспечивает развитие требуемого навыка в положенный срок, даже при отсутствии других предметов.