Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

На основе этой несколько сомнительной логической схемы было проведено довольно много исследований. Одним из самых интересных, разумеется с практической точки зрения, был опыт по приучению ребенка проситься на горшок, проведенный Макгроу (1940). Одного близнеца стали довольно рано приучать к горшку. Когда это мероприятие увенчалось успехом, начали приучать второго близнеца. Он столь же быстро привык проситься на горшок, как и первый ребенок (см. рис. 6.3). Другими словами, за 23 месяца тренировки был достигнут такой же результат, какой бывает и без нее,— удивительный факт, резко противоречащий всему тому, что обычно говорят на эту тему.


Рис. 6.3. Процент просьб на горшок от общего числа случаев дли тренировавшегося и нетренированного близнеца (Из: М. В. McGraw, «Neural maturation as exemplified in achievement of bladder control», J. of Paediatrics, 16: 580—590, 19-40).

Близкие результаты получили Гезелл и Томпсон (1929) при изучении развития моторных навыков у двух однояйцевых близнецов. Одним из изучавшихся навыков было умение взбираться по лестнице. Одного близнеца (Т) ежедневно тренировали с 46 до 52 недель. К этому времени девочка уже самостоятельно поднималась по лестнице в течение двух недель, затрачивая на это 26 секунд. Другого контрольного близнеца (К) начали учить в возрасте 53 недель. Без всякой практики она самостоятельно поднималась по лестнице за 46 секунд, а через две недели — уже за 10. Другими словами, умение взбираться по лестнице не нуждалось в практике, которая оказывала лишь минимальное влияние на скорость. Затем с этими же детьми провели опыты по складыванию кубиков. После шести недель упражнений Т складывала такое же количество кубиков и с такой же скоростью, что и К, которая до того этим не занималась. Вывод из этих опытов состоит в том, что долгая тренировка совершенно не ускорила развитие ребенка. Развитие новых навыков происходит в результате достижения определенного уровня зрелости; роль практики в лучшем случае сводится к шлифовке уже приобретенного навыка, в худшем случае не оказывает никакого влияния.

Любое прямое толкование таких исследований приводит к появлению новых проблем. Ни в одном из описанных выше опытов не уделялось достаточного внимания точному описанию наблюдаемого поведения, предшествующих навыков, характера практики и окружения. Эти работы показали, что некоторые избирательные изменения окружения ребенка не ускоряют и не замедляют появления определенных форм поведения. Но у нас нет оснований для утверждения, что проделываемые манипуляции имеют отношение к изучаемому поведению. Когда близнеца Т в опыте Гезелла учили взбираться по лестнице, то первые четыре недели ос просто переставляли со ступенька на ступеньку: экспериментаторы передвигали за нее ее конечности, и то время как сама она оставалась пассивной. Спрашивается, на каком основании элементом, предшествующим активному карабканью по лестнице, надо считать пассивное движение конечностей? Это представляется весьма сомнительным. Более вероятно, что взбиранию по лестнице предшествует ползанье по полу, но оно в опыте Гезелла не наблюдалось и не контролировалось. Дело в том, что нам неизвестно, предшествует ли ползанье по плоской поверхности взбиранию по лестнице, и пока мы это не узнаем, мы не имеем права делать выводы о том, как специальная тренировка влияет на развитие умения карабкаться по лестнице. Если тренировка не соответствует определенному навыку, то стоит ли удивляться, что она не приносит результатов.