Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

В этот период зрительно вызываемое дотягивание получает подкрепление, а зрительно вызываемое схватывание — нет. Вместе с тем схватывание, вызываемое соприкосновением с предметом, подкрепляется. Поэтому с позиции любой модели, научения мы вправе били бы ожидать, что зрительно вызываемое дотягивание убудет развиваться, а зрительно вызываемое схватывание — затухать и вытесняться схватыванием при прикосновении руки к поверхности предмета. Это и происходит в действительности. В ситуации с мнимым предметом самые маленькие дети стараются его схватить, те же, кто постарше, подносят к нему руку, но не сжимают пальцы до тех нор, пока рука не коснется предмета. При нормальном развитии дотягивания первые сжимают пальцы на видимом предмете, как только рука дотянется до его местоположения; вторые перед схватыванием трогают предмет. Это можно увидеть невооруженным глазом. Более точным свидетельством является динамика усилия, затрачиваемого при зрительно вызванном схватывании детьми младшего и более старшего возраста. Первые сразу со всей силой хватают предмет, вторые сначала трогают его, а потом схватывают. Предварительное приспособление, происходящее при зрительном контроле, в это время не исчезает — по-прежнему перед контактом с предметам кисть и пальцы приспосабливаются к его размеру и форме. Но зрительное предвидение «схватываемости» более не контролирует сам акт схватывания, это становится функцией осязания.

Из всего сказанного выше пока не ясно, как происходит переход от зрительной инициации дотягивания к зрительному контролю за ним. Есть сильная тенденция считать, что зрительная фиксация руки являемся той формой поведения, которая предшествует зрительному контролю дотягивания. В этом случае мы имели бы дело еще с одним предшественником зрительного контроля, детерминированными процессами созревания! Все дети проходят через стадию наблюдения за движениями своей руки. При изучении поведения слепых детей выяснилось, что они тоже «следят» за движениями своих рук, причем их взгляд весьма точно направлен на то место, где в данный момент находится рука (Фридман, 1964; Урвин, 1973). Со временем эта привычка дегенерирует и исчезает совсем, но само ее появление достаточно для того, чтобы исключить многие гипотезы относительно функции руки в развитии поведения. Поскольку данное явление происходит без зрительной афферентации, вряд ли оно может способствовать координации между видимой и ощущаемой с помощью проприоценции рукой. Весьма вероятно, что эта координация имеется заранее, так как в противном случае данное поведение у слепых детей должно было бы отсутствовать. Служит ли оно для разграничения видимой и ощущаемой руки? Совсем не обязательно. Помогает ли оно установлению преобладания зрительного контроля в комплексной информации, которая характеризует локализацию руки? Быть может, что это и так, но доказательствами мы не располагаем.

Подобные догадки можно строить до бесконечности. Гораздо полезнее рассмотреть, что происходит когда дотягивание начинает осуществляться под зрительным контролем. Когда ребенок достигнет этой стадии, он способен корректировать свои дотягивания по ходу их выполнения. В эксперименте Аронсона и Дункельда с использованием зрительной иллюзии локализации ясно видно, что рука меняет направление движения и останавливается только на предмете. Это мы и называем зрительно контролируемым дотягиванием. Младенцы меньшего возраста, напротив, продолжают тянуться в неправильном направлении, делая исправления лишь между отдельными дотягиваниями, а не в процессе дотягивания. Мы это называем зрительно инициированным дотягиванием. В процессе развития оно предшествует зрительно контролируемому дотягиванию. Означает ли это, что оно заменяется зрительно контролируемым дотягиванием? Теряет ли ребенок способность тянуться к предмету без непрерывного зрительного контроля? Обязателен ли у старших младенцев зрительный копт-роль для успешного дотягивания или же он доступен им по мере надобности? Есть доказательство того, что зрительный контроль не является необходимым.