Анатомо-физиологические особенности детского организма

В двух предыдущих главах дана общая краткая характеристика динамики физического и нервно-психического развития детей на протяжении всех периодов детства. Изложенные возрастные особенности детей, конечно, являются суммарным отражением меняющихся у них с возрастом морфологических и функциональных особенностей всех органов и тканей. Эти изменения зависят не только от биологических свойств живых тканей — расти, развиваться, изменяться и отмирать, но на них отчетливо сказывается и беспрерывное влияние различных факторов внешней среды, окружающей ребенка.

При изучении возрастных особенностей детей особенно отчетливо выявляются основные физиологические законы, установленные И. П. Павловым — целостность организма и единство его с окружающей средой; удается убедительно доказать бесспорность и других положений физиологического учения И. П. Павлова — значение условнорефлекторных связей, беспрерывно образующихся и усложняющихся у детей на протяжении жизни, удается проследить формирование второй сигнальной системы на базе первой системы сигналов и отчетливо выявляется с возрастом ребенка все возрастающая роль центральной нервной системы, в частности коры головного мозга как органа, контролирующего и регулирующего все основные процессы, протекающие в организме.

В этой главе кратко изложены основные анатомо-физиологические особенности всех органов и систем органов детского тела. В отдельных параграфах рассматриваются особенности органов и систем отдельно, что необходимо для ясности изложения и легкости усвоения. Однако надо помнить, что в целостном организме ребенка, так же как и в организме взрослого, функции всех органов связаны между собой; например, нарушение функции органов дыхания неизбежно отражается на работе сердечно-сосудистой системы, на составе крови, на функциях центральной нервной системы, на процессах обмена веществ и т. д.; нарушения органов пищеварения сказываются также на функциях всех других органов и т. д. Поэтому, когда мы говорим о возрастных морфологических и функциональных особенностях (нормах) того или другого органа или системы органов, имеется в виду здоровый ребенок, у которого все органы функционируют нормально и который находится в правильных, соответствующих его возрасту, условиях окружающей среды.

Изменения, возникающие в одних органах при нарушении функции других органов, относятся к области патологической физиологии, и на них мы почти не останавливаемся. При изложении морфологических и физиологических особенностей органов и тканей детей подчеркиваются в основном лишь особенности, отличающие детей в разные периоды детства от взрослого человека; конечно, основные знания по анатомии, гистологии и физиологии человека и животных уже должны иметься у приступающих к изучению педиатрии.

Успешное изучение и правильное понимание особенностей детского возраста требует от студента, в будущем — детского врача, постоянного освежения знаний по указанным теоретическим дисциплинам при прохождении курса пропедевтики детских болезней.