Нарушения функционального состояния нервной системы

Большинство больных было замкнуто, сдержанно и имело большую склонность к длительным фиксациям своих переживаний вне и во время приступов.

2/3 больных чувствовали страх при мысли о возникновении приступа бронхиальной астмы. Где бы больные ни находились, они всегда ощущали угрозу приступа, прислушивались и приглядывались к окружающей их обстановке, стараясь уловить наличие причин, вызывающих у них приступы.

Такими причинами, как мы уже указывали, могут быть чрезвычайно разнообразные происшествия и события, различные вещества, действующие на больных как аллергены, а также токсикоинфекционные факторы, перемена температуры атмосферного и комнатного воздуха, повышенная влажность воздуха и т. д.

Страх перед угрозой приступа бронхиальной астмы мы чаще наблюдали у длительно болеющих, имеющих в анамнезе наследственно-конституциональную наклонность к заболеванию бронхиальной астмой и хорошо выработанный механизм ее приступов. Под влиянием страха больные часто «уходят в болезнь», подчиняя ей весь свой жизненный уклад. У таких больных особое влияние оказывают эмоциональные воздействия: горе, смерть близкого человека, неприятность в семье, по службе и т. д. У некоторых же больных, наоборот, изменение привычного жизненного уклада — уход в армию, пребывание в больничной обстановке и т. д. — снимали астматическое состояние и приступы бронхиальной астмы.

Существующее в литературе мнение о том, что умственное напряжение предрасполагает к заболеванию бронхиальной астмой, мы не смогли подтвердить. Можно говорить лишь о том, что умственное напряжение провоцировало приступы бронхиальной астмы у части больных.

Общее развитие больных характеризовалось следующим: лиц с высшим образованием было 19,4%, со средним общим и специальным образованием — 45,2%, лиц с незаконченным средним образованием (7 классов средней школы) —13,0%, учащихся средних школ и студентов—10,8%, имеющих образование ниже 7 классов—11,6%. Таким образом, группа с высшим и средним образованием составляла 2/3, а с незаконченным средним образованием — 1/3 . Интересно отметить, что среди больных — учащихся средних школ и студентов — преобладали лица, у которых учеба протекала успешно.

Как выше упоминалось, заболевание бронхиальной астмой в детском и юношеском возрастах обусловливало в дальнейшем соответствующий выбор профессий больными: у большинства больных работа не была связана с физическим трудом, другие же в процессе болезни вынуждены были изменить ранее выбранную ими профессию, отказываясь от физического труда и работы на производстве, вызывающей у них приступы бронхиальной астмы.

Подытоживая литературные и наши собственные данные, мы приходим к заключению об изменении у длительно болеющих бронхиальной астмой эмоциональной сферы. Сюда относится, в первую очередь, появление тревожно-подавленного настроения, повышенной впечатлительности и страха перед возникновением приступов бронхиальной астмы.

Боязнь появления приступов бронхиальной астмы мы рассматриваем как невроз страха, вырабатывающийся у больных вследствие ожидания возникновения приступа бронхиальной астмы. В повседневной жизни больные бронхиальной астмой выполняют свою работу по службе, совершают переходы, переезжают по городу под постоянным контролем внимания, фиксируя различные причины и возможности, с которыми можно было бы связать возникновение приступов бронхиальной астмы. Среди причин, как правило, выделяются те, которые когда-то повторно вызывали приступы бронхиальной астмы (запахи, домашняя пыль, запах кухни, плесени и т. д.). Такие приступы возникают по типу условных рефлексов. Основой для их возникновения является ранее выработанный механизм приступов бронхиальной астмы. С повышенной впечатлительностью и страхом возникновения приступов больные бронхиальной астмой живут всю жизнь.

Чем длительнее течение бронхиальной астмы и чаще приступы ее, тем описанные выше черты психики более выражены.

Однако не у всех больных, что, вероятно, зависит от возраста и длительности заболевания бронхиальной астмой, эти свойства ярко выражены.

Мы считаем необходимым также подчеркнуть, что, по-видимому, заболевание бронхиальной астмой не снижает успеваемости у студентов и школьников, не мешает их интеллектуальному развитию и дает возможность закончить среднее и высшее образование, что чрезвычайно важно для больного и лечащего врача в смысле назначения режима, определения места больного в общественной жизни.

Важные данные, характеризующие глубокую зависимость бронхиальной астмы от функционального состояния высших отделов головного мозга, получил в нашей клинике П. И. Буль (1955, 1959). Автор проводил лечение гипнозом больных бронхиальной астмой, и это дало ему возможность изучать действие слова как условного раздражителя. Это было важно тем более, что, по И. П. Павлову, «слово Для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20