Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

В таком понимании координация является умозаключением или некоторым объяснительным принципом. Манди-Кастл и Энглен (1969), однако, провели эксперимент, в котором, как представляется, координация обнаруживается непосредственно. Экспериментальная установка представлена на рис. 7.12. Манди-Кастл наблюдал движения глаз у младенцев в то время, когда они смотрели на экран его установки. У детей в возрасте 12 недель наблюдалось простое перемещение взгляда за предметом из стороны в сторону или от одного места до другого. Младенцы этого возраста были способны предвосхищать появление предмета в каждом «окошке», но делали это с помощью простых движений глаз в горизонтальной плоскости. Позднее появлялся совершенно новый тип поведения. Младенцы начинали интерпретировать траекторию движения между двумя «окошками»: они двигались не прямо от одного окошка к другому, а поднимали глаза вверх и переводили взгляд, как бы прослеживая траекторию, по которой предположительно должен был двигаться предмет, чтобы попасть из одного места в другое. Такая интерпретация траектории является очевидным доказательством координированности местоположения и движения в психике младенца. Интерполируемые траектории обнаруживают удивительно высокий уровень знаний младенца об окружающем мире. Так, например, если интервал между исчезновением предмета в одном месте и последующим появлением его в другом продолжителен, то интерполируемая траектория высока и достаточно крута. Если же интервал короткий, то траектория проходит ниже и является более плоской. Это показывает, что дети знают не только то, что предметы двигаются из одного места в другое по некоторым траекториям, но также и то, каким образом они должны перемещаться, чтобы при определенной скорости попасть из одного места в другое. Еще несколько лет назад мы, несомненно, и не подумали бы ожидать от детей этого возраста подобной компетентности.

Аппарат Манди-Кастла
Рис. 7.12. Аппарат Манди-Кастла.

Координация ответов на местоположение и движение дает младенцу очевидные преимущества. Она значительно увеличивает успешность слежения. Однако этот успех ставит перед младенцем новые проблемы, наиболее отчетливо проявляющиеся в сфере восприятия идентичности предметов. Младенец в возрасте 12 недель, по-видимому, полагает, что предмет остается тем же самым до тех пор, пока он находится в одном и том же месте, и что все расположенные в одном месте предметы являются одним и тем же предметом. Точно так же он считает, что предмет остается тем же самым, пока он продолжает двигаться по определенной траектории, идентифицируя предметы с одинаковой траекторией движения. Из этого следует, что младенцы этого возраста думают, что один и тот же предмет, видимый в различных местах, в действительности является множеством различных предметов. Эта ошибка должна была бы исчезнуть после возникновения координации местоположения и движения.

В самом деле, это происходит по крайней мере для одного объекта и может быть продемонстрировано с помощью простого оптического устройства, позволяющего предъявлять младенцу несколько изображений одного и того же предмета (рис. 7.13). При предъявлении нескольких, скажем трех, изображений матери младенец в возрасте менее 5 месяцев остается совершенно спокоен и поочередно обращается к каждому из изображений. Если в наборе содержится одно изображение матери и два изображения посторонних лиц, он будет предпочтительно обращаться к изображению матери, по-прежнему не обнаруживая признаков беспокойства. Однако после 5 месяцев (когда у младенца возникает координация местоположения и движения) предъявление трех изображений матери начинает сильно волновать его, тогда как предъявление изображения матери и двух посторонних людей не имеет какого-либо особого воздействия. По моему убеждению, это действительно показывает, что младенец младше 5 месяцев думает, что у него есть множество матерей, тогда как более старший ребенок знает, что она у него одна. Эта единственная мать не может больше идентифицироваться только по признакам положения или движения. Начиная с этого возраста определяющими становятся также и другие ее признаки.

Рис. 7.13. Очень простое оптическое устройство позволяет одновременно предъявлять младенцу несколько изображений одного и того же объекта.