Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Как только ребенок приобрел поведенческие навыки, необходимые для вкладывания одного предмета в другой, он получает некоторую информацию, которая может корректировать его ошибочное представление о предмете. Он думает, что два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно, по теперь он узнает, что предмет может быть внутри другого. Ребенок должен каким-то образом объединить эту информацию и открыть для себя, что два предмета не могут быть одновременно в одном и том же месте, если только один из них не находится внутри другого. Он должен понять, что два предмета — один внутри другого — подобны одному предмету постольку, поскольку дело касается движения. «Контейнер» и его содержимое движутся как единое целое, но при этом они остаются двумя предметами, потенциально отделимыми друг от друга. Это открытие может быть сделано в любое время после того, как ребенок обнаруживает возможность вкладывать одни предметы в другие, однако оно совершается далеко не сразу. Так, у дочери Пиаже была трехмесячная задержка между открытием отношения «внутри» и его объединением с представлением о предмете.

В настоящее время нет объяснения того, как это объединение осуществляется. Мы не знаем, какое значение имеет конфликт между уверенностью, что два предмета не могут находиться в одном и том же месте сразу, и информацией, что один предмет может располагаться внутри другого. Однако здесь есть явная возможность конфликта, и мы должны признать, что именно противоречие представляет собой главную движущую силу развития. Представляется в высшей степени вероятным, что это потенциальное противоречие играет решающую роль в окончательном совершенствовании представления ребенка о предмете.

Что можно сказать по поводу совершенствования способности делать вывод о местоположении исчезнувшего предмета? Может ли она также получить объяснение в рамках модели противоречия как движущей силы развития? На первый взгляд кажется, что нет. Дедуктивный вывод становится возможным лишь после того, как вся собранная в ходе развития информация организуется в единое целое и выделяются общие принципы, которые могут координировать поведение ребенка в конкретных ситуациях. В некотором смысле это объединение, однако оно, по-видимому, не требует той обязательной иерархизации, которая типична для объединения правил, возникающего в результате разрешения конфликта. Пиаже склонен считать, что дедуктивный вывод на этом уровне является необратимым — фундаментальный факт, существование которого мы должны признать. Несомненно, эти примитивные умозаключения ребенка целиком строятся на основе имеющегося у него опыта, для их объяснения нет необходимости предполагать действие каких-либо отличных от этой информации факторов.

Предмет, как мы его анализировали до сих пор, всегда представляет собой предмет в пространстве. Мы рассматривали изменения ответов младенца на предметы, которые могут двигаться и менять свое пространственное положение. Даже отношение «внутри» является пространственным отношением. Однако открытием пространственных свойств предметов развития представлений о предмете не исчерпывается. По меньшей мере столь же важным является выделение количественных свойств предметов, хоти этот аспект развития до сих пор еще изучен очень слабо.

Под количественными свойствами я имею в виду такие отличительные признаки предмета, как величину и вес. Наш анализ учета младенцем веса предмета был начат в предыдущей главе. При этом мы основывались на работе Моно и Бауэра (1974). Мы видели, что за постепенным возникновением различий в ответах на разные веса следует настоящее предвидение веса предмета. Младенец начинает учитывать в своем поведении относительное постоянство веса предметов и, кроме того, связь веса предмета с его видимыми измерениями, так что при прочих равных условиях чем длиннее предмет, тем он тяжелее. Последнее дает младенцу особенно большие возможности для предвосхищения. В конце предыдущей главы мы оставили младенца в затруднительной ситуации, которая возникла из-за того, что эти два навыка были противопоставлены друг другу. Как младенец ответит на предъявление предмета, который он уже имел возможность поднимать, если у него на глазах изменяется форма предмета и он становится, скажем, более длинным? С одной стороны, это тот же предмет, так что его вес должен оставаться неизменным, но, с другой стороны, он стал длиннее и поэтому должен весить больше. Можно было бы думать, что младенец мгновенно решит эту проблему, заметив, что хотя предмет стал более длинным, он также стал уже. Однако этого не происходит. Моно и Бауэр установили, что младенец первоначально отвечает так, как если бы он ожидал увеличения веса предмета.