Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

 «Наблюдение 111. В возрасте от 1 года 2 месяцев 28 дней до 1 году 3 месяцев 6 дней Люсьенн систематично складывает травинки, землю, камушки и т. д. в любые находящиеся в пределах досягаемости полые предметы: цветочные горшки, ведра, коробки и т. д.

В 1 год 3 месяца 6 дней она пальцем исследует поверхность лопаты и обнаруживает, что металлическая рукоятка лопаты пуста: она засовывает палец внутрь и немедленно оглядывается в поисках травы, которую можно было бы положить в отверстие.

В этот же день она вкладывает ведра одинакового размера одно в другое. Она делает это очень осторожно, внимательно определяя взаимоотношения между предметами.

В 1 год 3 месяца 7 дней перед девочкой лежит 4 или 5 галек. Она складывает гальки в ведро одну за другой и таким же образом вынимает их обратно. Затем она перекладывает их из одного ведра в другое, так же строго последовательно.

В 1 год 3 месяца 9 дней она обнаруживает возможность сразу высыпать все содержимое полого предмета. Она складывает в корзинку металлические формочки, которые были у нее в руке, несколько камушков, пучки травы и т. д., а затем переворачивает наполненную корзинку.

В 1 год 3 месяца 12 дней она кладет пять формочек в большое сито и вынимает их одну за другой. Иногда она кладет две или три формочки в кучку, добавляет еще одну, убирает ее и складывает во вторую кучку, вновь берет ее в руки и т. д.

Затем она кладет в сито маленькую лопатку, поднимает сито и наклоняет его до тех пор, пока лопатка не выпадает.

В 1 год 3 месяца 14 дней девочка складывает свои формочки в кувшин для воды и высыпает из него все сразу.

В 1 год 4 месяца 11 дней ей впервые попадаются положенные друг в друга коробки. Она сразу же пытается вынуть те из них, которые находятся внутри. Безуспешно. Тогда она переворачивает все вместе, и содержащиеся внутри коробки выпадают на пол. Затем она пытается вставить их на место, но слишком поспешно и, конечно, без соблюдения нужного порядка».

«Наблюдение 112. В возрасте 1 года 3 месяцев 28 дней Жаклин впервые видит те же вкладывающиеся друг в друга коробки, но теперь разбросанные по полу. Она поднимает одну из них (1), поворачивает ее в разные стороны и засовывает в нее свой указательный палец. Затем она отбрасывает эту коробку и берет вторую (II),    наблюдается аналогичное поведение (на этот раз она засовывает в коробку руку). Отбрасывая в сторону вторую коробку, она случайно попадает ею в самую большую коробку (III). Она сразу же вынимает ее и опускает в коробку снова. Затем она берет другую коробку (IV), которую тоже кладет в самую большую (III).   Она вынимает коробки и вновь кладет их внутрь. Это повторяется несколько раз.

После этого она берет одну из больших коробок (V), почти такую же, как и использовавшуюся ранее в качестве контейнера (III), и сразу же пытается вложить ее внутрь. Это ей не удается, так как вначале коробка криво застревает в другой. Затем она все же ухитряется засунуть ее внутрь, но не может вынуть обратно. Ей не приходит в голову опрокинуть большую коробку (III), чтобы заставить выпасть меньшую (V). Наконец она находит адекватный способ — прижимает палец к внутренней стороне меньшей коробки и таким образом вынимает ее обратно.

Затем Жаклин выбирает коробку намного меньше предыдущей (VI) и кладет ее в большую (III). Она вынимает и кладет ее обратно около десяти раз подряд.

Затем она берет большую коробку (V), которую вставляет на место и немедленно вынимает. После этого она берет маленькую коробку (VII), кладет ее внутрь и вынимает обратно, что повторяется много раз.

Затем следует любопытный эксперимент: девочка берет одну из самых больших коробок (VIII), которую пытается засунуть в меньшую (VI). Она ощупывает коробку в течение непродолжительного времени и затем достаточно быстро прекращает эту попытку. Такая же реакция наблюдается и во второй раз.

Затем девочка подбирает коробки V и III и пытается положить первую во вторую. Ей удается вложить одну в другую, но разъединяет она их с большим трудом. После достижения цели вся процедура повторяется десять раз, что свидетельствует о ее функциональной ассимиляции.

Наконец, когда коробка V находится в коробке III, она схватывает меньшую (IV) и помещает ее в коробку V. Затем она вынимает ее и ставит обратно внутрь, выполняя эту операцию то левой, то правой рукой».