Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Интерпретация этого наблюдения состоит в том, что ребенок воспринимает предмет вместе с платком в качестве нового объекта. Когда предмет с платком превращается в предмет и платок, ребенок бывает удивлен. Этот результат вряд ли покажется неожиданным, если учесть уровень развития концептуальных представлений младенца о ситуации. Аналогичную ситуацию можно создать более легким способом, накрыв игрушку чашкой, которая сама по себе представляет интерес для младенца. Он будет брать или только чашку, или только игрушку и играть с каждым из предметов. Однако если чашка накрывала игрушку, а затем была приподнята, то сам вид игрушки настолько удивляет младенца, что в течение продолжительного времени он ни с чем не может играть.

Конечно, постепенно младенец достигает такой стадии развития, когда он будет привычно убирать чашку или платок, закрывающие интересующую его игрушку. Однако это еще не означает, что он обязательно понимает смысл отношения «внутри». Гораздо более вероятно, что им усвоено некоторое правило по типу установления связи между стимулами и предметами: «Когда один предмет замещает другой, приподними этот заместивший предмет — и обнаружишь искомый». В этом правиле нет установления причинной связи — понимание смысла отношения «внутри» отсутствует. В действительности это правило слишком ограничено для описания поведения младенца, находящегося на IV стадии развития. Младенцы этого возраста могут найти спрятанный у них на виду предмет. Однако, если им позволят найти предмет в определенном месте, они снова будут искать его в том же месте даже после того, как его спрячут у них на глазах где-либо еще.

Этот второй вид поведения, который мы относим к категории ошибок местоположения, нельзя объяснить на основании описанного выше правила. Он предполагает существование правила, подобного следующему: «Если не видно желаемого предмета, ищи его там, где находил прежде». Это несколько причудливое правило, и нас должно заинтересовать его происхождение. Несмотря на то что наши рассуждения могут строиться только на предположениях, тем не менее в приведенном выше обсуждении проблемы идентичности имеются некоторые указания на это. Нами уже затрагивалась проблема, возникающая при невидимых перемещениях предметов. Что может сделать младенец для того, чтобы вернуть себе предмет, который перемещается в то время, когда младенец на него не смотрит, и оказывается вне поля зрения, когда младенец возвращает взгляд на его предыдущее местоположение? У младенца нет абсолютно никакой перцептивной информации о новом местоположении предмета.

У детей до шестимесячного возраста действительно не наблюдается попыток возвратить предмет. В более позднем возрасте имеют место поведенческие реакции, включающие поиск предмета там, где он был найден прежде (Бауэр, 19746). В данном контексте такой вид поведения является совершенно обоснованным. Поскольку нет перцептивной информации относительно местоположения предмета, имеет смысл поискать там, где его удавалось находить перед исчезновением. Если мы правы, говоря, что для находящегося на IV стадии развития ребенка совершенно непостижимым превращением является закрывание одного предмета другим, то, по-видимому, не удивительно, что при выполнении стандартного теста на постоянство предмета также появляются ошибки местоположения — для данной экспериментальной ситуации рассматривание места исходного расположения предмета является совершенно неадекватной формой поведения.

Эти две формы поведения (отодвигание чашки или платка и ошибка местоположения) характеризуют IV стадию развития. В конце этой стадии они настолько сливаются, что младенец, казалось, обладает парами условно рефлекторных ответов. Если младенец видит исчезновение предмета, когда его место занимается другим, то он поднимет заместивший предмет для того, чтобы достать исходный. Если исходный предмет пропадает, но исчезновение его не наблюдается, то младенец ищет его там, где находил прежде. Такая стратегия поведения естественным образом обусловливает как ошибки, так и успехи, характерные для V стадии развития. Рассмотрим следующее наблюдение, взятое из работы Пиаже (1937):