Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

 «Наблюдение 59. В возрасте 1 г. 1 мес. 4 дня Люсьенн в моем кулаке находит цепочку от часов. Затем я перекладываю цепочку в другую руку и подсовываю ее под подушку. Там я оставляю цепочку и вынимаю сжатую в кулак руку.

I.       Первая попытка. Люсьенн заглядывает в мою руку. Затем, не найдя ничего, смотрит на меня и смеется. Возобновляет поиск, затем прекращает его.

Попытки 2—5. Наблюдаются аналогичные реакции. Для повышения интереса ребенка к опыту вместо цепочки использую часы. Девочка испытывает те же трудности.

Шестая попытка. На этот раз неожиданный успех. Люсьенн раскрывает мою ладонь сразу же после того, как я вынимаю ее из-под подушки. После ее осмотра девочка на мгновение приостанавливается, оглядывается вокруг, затем внезапно заглядывает под подушку и находит часы.

Последующие попытки — реакция та же.

II.      Я продолжаю эксперимент с лежащим справа от ребенка плотным одеялом. Люсьенн начинает поиск с осмотра моей руки, которую я вынимаю сжатой из-под одеяла. После непродолжительного осмотра ладони Люсьенн без колебаний ищет часы под одеялом.

Последующие попытки столь же успешны» (Пиаже, 1937).

В данном случае девочка видела, как предмет исчез в руке. Она наблюдала, как рука с зажатым в ладони предметом (это она теперь уже понимает) движется под одеяло и появляется обратно. Она осмотрела руку и ничего в ней не нашла. Успех при решении этой задачи отражает способность ребенка упорядочить эти факты и прийти к заключению, что находившийся в руке предмет обязательно лежит под одеялом.

Процесс развития представлен в таблице 7.3, объединяющей данные о последовательности наблюдаемых форм поведения младенца по отношению к предметам и предложенные для их объяснения правила. Необходимо помнить, что указанные правила и представления являются гипотетическими. Говорить о правилах и представлениях в данном случае не более экономно, чем говорить о формах поведения, так как существует столько же правил, сколько наблюдаемых форм поведения.

Таблица 7.3. Гипотетическая последовательность процесса развития представления о предмете

Стадии I и II
Правила 1. Предмет — это ограниченный объем пространства (см. гл. V)
2.       Все предметы, расположенные в одном месте, являются одним и тем же предметом (см. текст)
3.       Два предмета не могут находиться в одном месте (см. текст)
4.       Все предметы, движущиеся по одной траектории, — это один и тот же предмет (см. текст)
5.       Два объекта не могут двигаться по одной траектории (см. текст)
Формы поведения Для того чтобы найти неподвижный предмет, необходимо искать его там, где он обычно находился.
Для того чтобы найти движущийся предмет, необходимо искать его по траектории движения
Стадия III
Правила 1. Предмет—это ограниченный объем пространства,
который может перемещаться от места к месту по некоторым траекториям
2.       Два предмета не могут одновременно находиться в одном и том же месте
3.       Предметы узнаются по их величине, форме, цвету и местоположению
Формы поведения Ничего не делай, если предмет замещается на своем месте другим предметом, отличающимся размером, формой и цветом
Стадия IV
Правила Те же, что и на предыдущей стадии
Формы поведения Те же, что и на стадии II, и кроме того:
Если предмет замещается на своем месте предметом другого размера, формы и цвета, исходный предмет следует искать там, где он был видев прежде
Стадия V
Правила Те же, что и на стадиях III и IV
Формы поведения Те же, что и на стадии II, и кроме того:
Если предмет замещается другим предметом, его следует искать там, где он был виден в последний раз
Стадия VI
Правила Те же, что и на стадиях III—V, за исключением правила 2, которое становится следующим: Два предмета но могут быть одновременно в одном и том же месте, если одни из них не находится внутри другого
Формы поведения См. текст

Анализ в терминах правил и представлений может быть оправдан только тогда, когда это помогает понять процесс развития. Необходим ли такой анализ в данном случае? Для объяснения процесса развития представления о предмете существует целый ряд возможностей. Если вернуться к наиболее ранним стадиям развития — становлению различных форм слежения, можно увидеть, что эти процессы объяснимы без привлечения представлений о гипотетических внутренних механизмах. Младенец в возрасте одной недели продолжает прослеживание траектории движения предмета после его остановки, он же рассматривает место, которое занимал неподвижный предмет перед началом движения, игнорируя его видимое перемещение. Мы интерпретировали этот факт как следствие интеллектуальной ошибки — неумения ребенка отождествить один и тот же предмет в движущемся и неподвижном состоянии. Исчезновение подобных ошибок было объяснено как преодоление концептуальной недостаточности такого рода. Даже если по счастливой случайности эта аргументация и оказалась весьма правдоподобной, она не обязательно является истинным объяснением.