Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Основные аргументы, подтверждающие представление о значении противоречия для перехода со стадии IV на стадию V, уже были очерчены нами ранее. Ребенок, находящийся на IV стадии развития, имеет два «магических» правила для поиска предметов, которые исчезли непонятным для него образом: «Ищи предметы в том месте, где видел их в последний раз» и «Ищи их там, где они обычно находятся». Два подобных правила, если они одновременно доступны ребенку, обязательно должны были бы порождать конфликт всякий раз, когда он сталкивается с непонятным для себя исчезновением! Прямых доказательств на этот счет нет, ибо никто еще не пытался вызвать ускорение развития путем обострения данного конфликта. Однако два других предсказания из теории Пиаже были проверены и получили подтверждение. Речь идет о том, что развитие является стадийным, а средняя вероятность применения каждого из правил сохраняется на уровне 50% вплоть до того момента, когда происходит объединение обоих правил (Бауэр и Петерсон, 1972). Табл. 7.6 показывает результаты последней серии тестирования, непосредственно предшествующей безошибочному выполнению. Как видно из таблицы, распределение ошибок весьма близко к тому, которое можно было бы предсказать на основании средней успешности выполнения задания, определяемой 50% вероятностью принятия ошибочной стратегии. Эти данные находятся в соответствии с теорией Пиаже. Таким образом, хотя не доказано, что противоречие является здесь движущей силой развития, структура данных в целом свидетельствует в пользу именно этой концепции развитие познавательных процессов.

Таблица 7.6. Ожидаемое и фактическое распределение ошибок в последней ошибочной пробе теста на переход от стадии IV к стадии V. (Таблица показывает распределение ошибок в последний из тех дней, в который младенцы ошибались. Ожидаемое распределение ошибок основано на предположении случайных ответов. Как можно видеть, различие между этими двумя распределениями оказалось неизбежным.) (Из: Бауэр и Патерсон, 1972.)

№ ошибки f ожидаемое f фактическое
6 0 1
5 5 6
4 13 14
3 18 14
2 13 12
1 5 7
χ2  = 2,09 0,90 > р > 0,75

Что можно сказать по поводу последнего важного перехода — перехода от стадии V к стадии VI? Мы утверждали, что этот переход осуществляется благодаря объединению отношения «внутри» с общим представлением о предмете. После такого объединения ребенок понимает, что два объекта могут находиться в одном и том же месте одновременно, если один из них располагается внутри другого. В поведении ребенка использование отношения «внутри» появляется поздно. Способность вкладывать вещи друг в друга или же вынимать их возникает позднее, чем те моторные навыки, которые могли бы потребоваться для решения этой задачи. Наблюдения Пиаже свидетельствуют о том, что отношение «внутри» остается довольно таинственным и непонятным даже для годовалого ребенка. Взаимоотношения между целью («предмет внутри другого предмета») и средствами для ее достижения, очевидно, не ясны ребенку и после того, как формируются необходимые моторные навыки. Об этом говорят два наблюдения Пиаже.