Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

 «Наблюдение 55. В возрасте 1 г. 6 мес. 8 дней Жаклин сидит на зеленом коврике и играет с картофелиной, которая чрезвычайно интересует ее (это новый для нее предмет). Она произносит «ро-terre» и забавляется тем, что кладет и вынимает картофелину из пустой коробки. Девочка увлечена этой игрой в течение нескольких дней.

I. Затем я беру картофелину и кладу ее в коробку — Жаклин наблюдает за моими действиями. После этого я помещаю коробку под коврик, переворачиваю ее так, чтобы оставить картофелину спрятанной под ковриком и не дать ребенку увидеть мои манипуляции, и вынимаю пустую коробку. Я обращаюсь к Жаклин, которая не переставая смотрела на коврик и понимала, что я чем-то занимался под ним: «Дай папе картофелину». Она ищет ее в коробке, смотрит на меня, снова тщательно осматривает коробку, разглядывает коврик и так далее, но ей не приходит в голову мысль приподнять коврик, чтобы найти под ним картофелину.

В течение последующих пяти попыток ответы столь же неадекватны. Однако я начинаю снова и снова, каждый раз помещая предмет в коробку на глазах у ребенка, кладу ее под коврик и вынимаю пустой. И каждый раз Жаклин заглядывает в коробку, затем осматривает все окружающие ее предметы, включая и коврик, но не ищет под ним картофелину.

II.      На седьмой попытке я изменяю методику — кладу картофелину в коробку, а коробку — под коврик, но картофелину оставляю в ней. Как только я вынимаю пустую руку, Жаклин заглядывает под коврик, находит и хватает коробку, открывает ее и вытаскивает картофелину. В следующей пробе — аналогичная реакция.

III.     Затем я возобновляю опыт по первоначальной методике: освобождаю коробку под ковриком и вынимаю ее пустой. Сначала Жаклин ищет предмет в коробке, но, не найдя его там, заглядывает под коврик. Следовательно, эта попытка оказывается успешной. То же самое происходит и во второй раз, но начиная с третьей пробы результаты снова становятся отрицательными, как это было описано в пункте I. Не является ли это следствием усталости?»

Как понимать такую последовательность ответов? Сначала младенец ищет картофелину в коробке, где она исчезла. Когда ее там не оказывается, у девочки не остается никакой информации о ее местонахождении — отсутствуют даже сведения о ее обычном положении, так как единственным местом, где она находила картофелину прежде, была коробка. При проведении опыта по второй методике предмету «задается» определенное место, в котором он был найден, поэтому с начала третьей части опыта ребенок может использовать более адекватную форму ответа — искать предмет там, где его удавалось найти прежде. В этой форме поведения все же обнаруживается отсутствие понимания отношения «внутри», как это становится ясным на основании других поведенческих данных. Одна из особенно странных реакций, наблюдаемая у детей этого возраста, появляется после того, как ребенок несколько раз находил предмет под одной и той же чашкой. Если затем положить предмет на виду у ребенка с краю от этой чашки, то он по-прежнему будет настойчиво приподнимать чашку5 осматривать и трясти ее, как бы ожидая внезапного выпадения предметов. Чашка представляется скорее рогом изобилия, а не вместилищем — в понимании младенца это нечто такое, из чего могут появляться предметы без первоначального попадания внутрь. Подобное отсутствие понимания вызывает ошибку, выделенную нами в качестве наиболее типичной для данной стадии развития,— ошибку перестановки. Если ребенок видел, как предмет был спрятан под одной из двух чашек, а после этого чашки поменяли местами, то он будет искать предмет там, где видел его последний раз, игнорируя перестановку. В данном случае ребенок не осознает, что предмет скрыт внутри чашки. Конечно, со временем эта причинная зависимость открывается для него. Он начинает понимать, что два предмета могут одновременно находиться в одном месте — при условии, что один из них располагается внутри другого. К этому моменту развитие представления о предмете (в общепринятом понимании) практически заканчивается. Ребенку предстоит еще достичь согласования всей приобретенной информации в единое целое. Это позволит ребенку находить в определенных условиях предметы, находящиеся вне его поля зрения. В работе Пиаже описан типичный случай: