Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Дети в первой половине этого периода (от рождения до двух месяцев — в дальнейшем будем это называть стадией I) не делают даже этого. На стадии II возникают следящие движения головы и глаз за предметами, которые выходят из поля зрения. К началу стадии III дети могут протягивать руку, чтобы доставать видимые ими предметы. Если показать им частично накрытый платком предмет, они могут протянуть руку и взять его (см. рис. 7.1). Если же предмет полностью закрыт платком или чашкой, находящиеся на этой стадии развития дети совершенно не делают попыток достать его. Они отстраняются от закрытого предмета, вообще не пытаясь убрать платок,— слоном, ведут себя так, как если бы предмет перестал существовать. Многие авторы интерпретировали такое поведение как доказательство того, что младенцы этого возраста (от четырех до шести месяцев) уверены, что предмет перестает существовать, когда становится невидимым.


Рис. 7.1. Стадия III. Младенец, находящийся на этой стадии развития, может дотянуться и взять частично закрытый предмет (А), но он не способен достать предмет, который накрыт платком полностью (Б).

Стадия III кончается тогда, когда младенец оказывается способным достать спрятанный под платком предмет. Тем не менее и этот находящийся на IV стадии развития младенец, по-видимому, имеет довольно своеобразное представление о предметах. Он будет искать предмет, если тот спрятан под платком. Однако, если ему дать возможность несколько раз найти предмет под одним и тем же платком, а затем у него на глазах спрятать этот же предмет под другим платком и в другом месте, он будет продолжать искать его на прежнем месте, совершенно игнорируя действительное положение предмета. Это происходит даже в том случае, когда спрятанный предмет достаточно велик по размерам — младенец все же будет поднимать платок, который покрывал предмет перед этим (рис. 7.2). Подобная ошибка означает, что младенец ил самом деле еще не понимает, что накрытый платком предмет находится под ним. Он, по-видимому, думает, что спрятанный предмет может быть найден на том же самом месте. Эта ошибка местоположения характерна для младенца, находящегося на IV стадии развития. Обычно она преодолевается в возрасте от 10 до 12 месяцев.

Рис. 7.2. Ошибка местоположения, характерная для стадии IV развития представлении о предмете. Младенец думает, что спрятанный предмет всегда может быть найден на том же самом месте. Даже когда скрытый предмет довольно велик по размерам, младенец все-таки будет искать его там, где он был скрыт ранее.

Можно было бы думать, что к 10-месячному возрасту представление о предмете полностью сформировано. Однако с помощью некоторых приемов прятанья предметов дети этого возраста все еще могут быть введены в заблуждение. Предположим, что мы кладем на стол два платка, прячем под одним из них предмет, а затем меняем платки местами, как это показано на рис. 7.ЗА. Ребенок, находящийся на V стадии развития, поднимет платок в том месте, где первоначально располагался предмет, не обращая внимания на тот платок, под которым предмет действительно находится. По-видимому, и в этом случае дети уверены, что предмет будет найден там, где он был спрятан. Перемещения невидимого предмета во внимание не принимаются, даже если они осуществляются на глазах у ребенка. Рис. 7.3Б иллюстрирует подобную ошибку при выполнении сходной задачи. Со временем дети начинают успешно решать и эти задачи, что происходит, как правило, в возрасте около 18 месяцев. Для удобства будущих ссылок данные о перечисленных стадиях развития суммированы в таблице 7.1.


Предмет на виду

Предмет в руке у экспериментатора

Предмет под платком

Экспериментатор закрывает ладонь...

Платки меняются местами

. ...кладет руку под платок...

...вынимает руку, оставляя предмет под платком

Ребенок ищет предмет в руке у экспериментатора
 
Явно неприятно удивленный ребенок прекращает попытки найти предмет

Рис. 7.3. Ошибка переключения, характерная для стадии V. (А) Младенец еще не может справиться с невидимыми перемещениями предмета.
(Б) младенец также не способен заметить, что если предмет не лежит в руке экспериментатора, он обязательно находится под платком.