Познавательное развитие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

В рассмотренном случае идентификация по признакам не представляет трудностей, так как лгать — уникальный объект. Однако большинство предметов внешнего мира не являются исключительными в отношении их признаков. Таким образом, если бы младенец при определении идентичности полагался только на признаки, то он считал бы многие различные объекты одним предметом. Имеются доказательства того, что идентификация предметов остается проблемой в течение долгого времени и за пределами младенческого возраста (Пиаже, 1945). Никаких трудностей не возникает, пока предмет остается на одном месте или его перемещение из одного места в другое можно проследить. Иначе обстоит дело, когда движение нельзя наблюдать (невидимое перемещение). Каким образом младенец может узнать, находится ли перед ним первоначальный предмет, который был сдвинут на другое место, или некоторый новый, только что появившийся предмет? Очевидно, эта проблема не разрешима каким-либо дедуктивным путем. Лучшее, что можно сделать в подобной ситуации даже взрослому,— это прибегнуть к более или менее обоснованному угадыванию. Как мы увидим, успешность такого угадывания прогрессивно улучшается по мере развития младенца.

Таблица 7.2.
Развитие представления о предмете в первые пять месяцев жизни младенца (по наблюдениям в экспериментах на слежение, в опытах с множественными изображениями матери и опытах Манди-Кастла)

До пяти месяцев   После пяти месяцев
Предмет является ограниченным объемом пространства, расположенным в определенном месте Предмет является ограниченным объемом пространства, который может двигаться от одного места к другому
Предмет является движущимся ограниченным объемом пространства
Два предмета не могут находиться в одном и том же месте Два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно
Предметы, расположенные в одном и том же месте, являются одним предметом Идентичные предметы, видимые в разных местах одновременно, являются разными предметами
Идентичные предметы, видимые в разных местах, являются различными предметами

Сведения о громадном шаге в познавательном развитии, происходящем в течение первых пяти месяцев жизни, суммированы в таблице 7.2. К этому времени, если судить по движениям глаз и ориентировочным реакциям, ребенок знает много о предметах. Он знает, что видимые предметы осязаемы, и может сделать вывод относительно того, каким образом предмет попадает из одного места в другое. Тем не менее ребенок этого возраста не может решить типичную задачу на существование представлений о постоянстве предмета: при показе привлекательного предмета, который затем закрывается чашкой или платком, дети не делают попыток вернуть предмет себе. Хотя дети ведут себя так, как если бы предмет перестал существовать, они знают, что исчезнувший из поля зрения предмет находится здесь же, под закрывающим его объектом. Несомненно, это может означать только то, что у детей этого возраста недостаточно развиты моторные навыки.

Эта гипотеза была проверена мною некоторое время тому назад. Дети, ошибавшиеся при выполнении стандартного теста на существование представления о постоянстве предмета в ситуации с непрозрачными чашками, отбирались затем для повторного тестирования с прозрачными чашками (Бауэр, 19676). Если используется прозрачная чашка, то ребенок может видеть находящийся под ней предмет. Таким образом, в этом случае нет причин для того, чтобы объяснять неудачу при доставании предмета отсутствием информации о его местонахождении, а моторные навыки, необходимые для отодвигания прозрачной чашки, в точности совпадают с теми, которые требуются для отодвигания обычной чашки. Если ребенок не может отодвинуть непрозрачную чашку вследствие отсутствия соответствующих моторных навыков, то этот недостаток должен был бы привести к неудаче и в случае с прозрачной чашкой. Первые результаты были очень обнадеживающими. Все участвовавшие в эксперименте дети беспомощно сидели перед прозрачной чашкой точно так же, как они делали это в ситуации с обыкновенной чашкой. Поскольку предмет был отчетливо виден внутри прозрачной чашки, их поведение могло быть только следствием моторного затруднения. Однако эти результаты не подтвердились, когда для доставания предмета давалось большее время (Бауэр, и Вишарт, 1972). После задержки, в среднем равной трем минутам, дети, терпевшие неудачу с обычными чашками, доставали предмет из-под прозрачных чашек. Независимо от того, сколько времени им давалось для выполнения задания в обычных условиях, они продолжали терпеть неудачу. Опыт доставания предмета из-под прозрачной чашки не переносился на ситуацию с непрозрачными чашками. По-видимому, само по себе отсутствие моторных навыков едва ли могло бы объяснить эту неспособность достать накрытый чашкой предмет. Существенной оказывается прозрачность чашки.