Глазные болезни

Учебник рекомендован к изданию зав. кафедрой глазных болезней II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова проф. Ковалевским Е. И.

Данные, приведенные в настоящем учебнике, переработаны в свете современных достижений науки и практики в области офтальмологии. Особое внимание в учебнике отведено вопросу о целостности организма, о значении глаза в диагностике и лечении многих заболеваний. Большое внимание уделено практическим навыкам, необходимым как для выполнения назначений врача, так и для оказания доврачебной помощи, особенно при травмах, глаукоме, заболеваниях переднего отдела глаза и его придатков. Анатомические термины даны в соответствии с Международной анатомической номенклатурой, лекарственные средства даны в соответствии с X ГФ СССР. В учебник внесены отдельные справочные сведения, которые помогут учащимся не только освоить курс офтальмологии, но и будут полезны в их дальнейшей работе.

Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и предназначен для учащихся медицинских училищ.

В учебнике 99 рис.


Оглавление

Глава I. Развитие органа зрения и его анатомия
Основные сведения о развитии органа зрения
Краткие сведения по анатомии органа зрения человека
Глазное яблоко
Кровоснабжение и иннервация глаза

Глава II. Функции органа зрения
Физиология зрительного акта
Центральное зрение
Цветоощущение
Периферическое зрение и методы его исследования
Светоощущение
Бинокулярное зрение

Глава III. Рефракция и аккомодация
Астигматизм
Определение рефракции субъективным методом
Подбор очков
Клиника аномалий рефракции
Аккомодация

Глава IV. Исследование больного с заболеванием глаз
Жалобы, анамнез
Методы исследования лиц с заболеваниями глаз
Офтальмоскопия

Глава V. Устройство и оснащение глазного кабинета и стационара
Устройство и оснащение глазного кабинета
Устройство и оборудование глазного отделения
Обязанности среднего медицинского персонала глазного отделения
Подготовка больного к операции и послеоперационный уход за ним

Глава VI. Основные принципы и методы лечения глазных болезней
Общее лечение
Местное лечение
Физиотерапевтические методы в офтальмологии
Лекарственные средства, применяемые в офтальмологии
Вяжущие и прижигающие вещества
Антибиотики
Антисептики
Кортикостероиды
Средства, суживающие зрачок (миотические) и расширяющие его (мидриатические)
Миотические средства
Мидриатические средства
Обезболивающие средства

Глава VII. Заболевания век

Глава VIII. Заболевания слезного аппарата

Глава IX. Заболевания конъюнктивы. Трахома
Конъюнктивиты
Трахома
Этиология, течение, клиника и диагностика трахомы
Лечение и профилактика трахомы. Организация борьбы с ней
Аллергические конъюнктивиты
Дегенеративные изменения

Глава X. Заболевания роговицы и склеры
Заболевания роговицы
Краткие анатомические данные
Общая симптоматика заболеваний роговицы
Язвы роговой оболочки
Нейрогенный (нейропаралитический) кератит
Глубокие кератиты
Заболевания склеры

Глава XI. Заболевания сосудистого тракта

Глава XII. Заболевания хрусталика и стекловидного тела
Хрусталик и его заболевания
Заболевания стекловидного тела

Глава XIII. Глаукома
Обмен внутриглазной жидкости
Классификация глаукомы
Диагностика глаукомы
Этиология и лечение глаукомы
Роль средних медицинских работников в профилактике глаукомы

Глава XIV. Заболевания сетчатой оболочки и зрительного нерва
Нарушение кровообращения в сетчатке
Отслойка сетчатки
Заболевания сетчатой оболочки при некоторых общих заболеваниях
Заболевания зрительного нерва

Глава XV. Болезни мышечного аппарата и орбиты глаза

Глава XVI. Травматизм органа зрения
Механические повреждения
Химические и термические повреждения
Поражения глаз лучистой энергией

Глава XVII. Организация глазной помощи в СССР
Рецепты

Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для учащихся фельдшерских, акушерских и санитарно-фельдшерских отделений медицинских училищ.

Введение

В средних медицинских училищах изложению курса глазных болезней отводят относительно мало времени —  их относят к разделу так называемых малых медицинских дисциплин. Это положение может быть принято только очень и очень условно. Действительно, глаз занимает около 0,15% всей поверхности человеческого тела. Но такой «поверхностный» подход к значимости офтальмологии совершенно неверен. Орган зрения играет большую роль не только в сознательной жизни человека, но и в диагностике многих заболеваний, которые как будто бы не имеют никакого отношения к глазу.

Человек воспринимает внешний мир с помощью пяти внешних органов чувств — обоняния, осязания, вкуса, слуха и зрения. Осязание и вкус дают человеку представление о том, с чем он непосредственно соприкасается, до чего он дотрагивается. Обоняние и слух значительно расширяют границы внешнего мира. С помощью органа зрения человек видит.

Органы чувств, даже взятые вместе, не могут заменить глаза. Известно, что около 70% всех восприятий от внешнего мира человек получает через глаза. Вот почему потеря зрения всегда считалась очень большим несчастьем для человека.

В свете основных законов марксистско-ленинской диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и в обществе, а также вытекающего отсюда принципа, сформулированного И. П. Павловым, о целостности и единстве организма, большое значение приобретают исследования глаз в общей медицинской практике и особенно в патологии. В настоящее время при многих общих заболеваниях (гипертоническая болезнь, токсикозы беременных, диабет и др.) обязательно исследование глазного дна. Часто окулисты первыми ставят диагноз, например, опухоли мозга и т. п.

Изучение глазных болезней — дисциплина очень старая. Изучение глазных болезней называют «офтальмология» от греческого слова «офтальмус» (глаз) и «логос» (изучаю). Врачей, изучающих и лечащих людей с заболеваниями глаз, называют окулистами. Это слово происходит от латинского «окулус», что означает глаз. Эти два термина широко распространены в современной медицине.

В дореволюционной России глазная помощь населению оказывалась недостаточно. Но и тогда были окулисты, которые вложили большой труд в развитие офтальмологии. Так, в Харькове долгие годы работал проф. Л. Л. Гиршман, в Казани очень активную борьбу с трахомой вел проф. Е. В. Адамюк и другие.

Расцвет отечественной офтальмологии начался после Великой Октябрьской социалистической революции. За 58 лет Советской власти число глазных врачей увеличилось до 18 000 и число средних медицинских работников до 2 500 000. Если полвека назад в России было считанное количество медицинских факультетов при университетах, то в настоящее время в СССР сеть медицинских институтов, медицинских факультетов в университетах и институтов для усовершенствования врачей, где учатся и повышают свою квалификацию врачи-окулисты, разрослась. Врачи-окулисты имеются в очень многих даже районных больницах.

Много ценного в работу по борьбе с глазными болезнями внесли советские ученые.

Акад. В. П. Филатов был основателем Института глазных болезней и тканевой терапии в Одессе. Широко известны предложенные им тканевая терапия (биогенные стимуляторы) и метод круглого стебля. Разработанный В. П. Филатовым способ пересадки трупной роговицы при бельмах вернул к труду тысячи слепых людей.

Большой вклад внес для профилактики травматизма глаз акад. М. И. Авербах. Он был бессменным руководителем созданного им Московского института глазных болезней имени Гельмгольца. Акад. В. В. Чирковский, работавший вначале в Казани, а затем в Ленинграде, добился значительных успехов в борьбе с трахомой. Видный офтальмолог-хирург проф. С. С. Головин внес большой вклад в борьбу со слепотой. Самоотверженно работали на периферии страны виднейшие окулисты профессора П. Ф. Архангельский и К. X. Орлов (Ростов-на-Дону), С. В. Очаповский (Краснодар), А. И. Покровский (Воронеж), А. Н. Мурзин (Казань) и др.

Заслуженным авторитетом пользуются Герой Социалистического Труда акад. АМН СССР Н. А. Пучковская (Одесса), члены-корреспонденты АМН СССР М. М. Краснов (Москва), Т. И. Ерошевский (г. Куйбышев) и И. И. Меркулов (Харьков), а также профессора А. Я. Самойлов (Москва), М. Л. Краснов (Москва), Н. И. Медведев (Самарканд), С. Ф. Кальфа (Одесса), A. П. Нестеров (Москва), Т. В. Шлопак (Киев), B. Е. Шевалев (Киев), Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский (Москва) и многие другие. Они ведут большую лечебно-профилактическую и научную работу.

В Советском Союзе полностью ликвидирована оспа, а ведь до революции после этой болезни оставалось около 10% слепых. Почти повсеместно ликвидирована трахома. Необходимо отметить, что в ликвидации трахомы как массового заболевания большую роль сыграли фельдшера и медицинские сестры. Среди причин слепоты в старой России трахома стояла на первом месте.

Обязательная профилактика гонобленнореи по Матвееву у новорожденных позволила также полностью ликвидировать и это тяжелое заболевание глаз, которое занимало первое место среди причин слепоты у детей.

В результате профилактической оздоровительной работы резко снизился травматизм глаз среди рабочих, хотя в абсолютных числах он еще продолжает оставаться высоким. Систематические профилактические медицинские осмотры учащихся позволяют выявлять у них аномалии рефракции глаз, а своевременно принятые меры дают возможность в большинстве случаев предотвратить развитие тяжелых заболеваний глаз. Во всех этих мероприятиях большая и почетная роль принадлежит средним медицинским работникам.

Средних медицинских работников — фельдшеров, акушерок, медицинских сестер значительно больше, чем врачей. Они работают в основном среди широких масс населения, поэтому трудно переоценить значение этой категории медиков, особенно в деле санитарного просвещения, доврачебной помощи. Средние медицинские работники обязаны знать организацию глазной помощи населению, уметь распознать наиболее часто встречающиеся заболевания глаз, поставить диагноз таких заболеваний, как глаукома, катаракта, ирит, и др., оказать доврачебную помощь при травмах, несчастных случаях, острых заболеваниях, а на самостоятельных фельдшерских пунктах и в здравпунктах оказать лечебную помощь лицам с заболеваниями глаз. Медицинские сестры и фельдшера должны знать, когда и куда в случае необходимости направить такого больного.